НАКИДУХА (распалина). Удар относится к серии вертикальных
ударов, то есть его траектория проходит в этой проекции. Выполняется свободным
посылом согнутой руки вперед-сверху. Удар имеет большой поражающий эффект (кинограмма
1).
Вариант выполнения удара с наклоном корпуса вперед. Из
положения Уключный Устав выполняем наклон корпуса. Удар развивается инерционно,
за движением корпуса. С нарастающим ускорением выводим руку в распалину (рис.).
КИЙ — традиционная форма в стеношном бою. Удар выполняется
молотом кулака, выбрасываемого вперед в горизонтальной проекции.
Локоть в этом ударе держится постоянно на весу. Предплечье,
инерционным вращением в локтевом суставе, возвращается в исходное положение и
продолжает кий в серии ударов (рис.).
Русский кулачный бой — картина всегда яркого, азартного
состязания. К традиционной атрибутике, о которой я говорил выше, создающей его
неповторимый образ, относится и система заговоров, пришедшая из языческой
древности. Предлагаю поклонникам пополнить свои коллекции одним из таких
заговоров.
«Стану я, раб божий, благословясь, пойду перекрестясь, из
избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону,
к Окиян-морю, и на том святом Окиян-море стоит стар мастер-муж, и у того святого
Окиян-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер-муж своим булатным топором
сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, тако же и от меня (имя) валится
на сыру землю борец-боец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь
(трижды). И тем моим словом — ключ в море, замок на небе, от ныне и до века» (из
собрания М. Забылина. 1880 г.).
Поговорим еще об одной стороне кулачного боя — технике
ударов... ногами. Вполне очевидно, что отношение к таким ударам у бойцов было
неоднозначным. Так, прославленные казанские суконщики — непревзойденные мастера
стеношного боя, считали их «грязной» техникой. Не допускали подобные удары и
рязанцы. Почему?
Возможно, в этом сказывалась психология самого стеношного
боя. Давайте представим такую картину: зима, на льду реки (а стеношные бои
проводились преимущественно на таких площадках) сходятся плотно стоящие ряды
бойцов. Все они — в толстых и тяжелых тулупах (одежда прекрасно амортизирует и
удерживает удар. В кулачном бою есть даже способы защиты воротом тулупа).
Основной тактический прием — удержание стенки строя, что достигается плотным
прижатием к плечу товарища.
Уже это предполагает малую надобность использования ног как
инструментария боя. Во-первых — скользко. Во-вторых — тесно. В-третьих —
трудоемко — большой вес, если считать и тулуп, приходится на опорную ногу и т.
д. Безусловно, традиция стеношного боя не могла не сказаться на отношении к бою
ногами.
Но ведь помимо стеношного в русской традиции существовали
еще бои «сам на себя» и «сцеплялка-свалка». И здесь дело обстоит иначе.
Вот что говорит австрийский дипломат XVI века барон
Сигизмунд фон Герберштейн в «Записках о Московских делах»: «Начинают они борьбу
кулаками, а вскоре... с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу
и детородным частям...» Другой заморский гость два века спустя, то есть в
восемнадцатом столетии написал: «Бойцы, когда бьют разом и руками и ногами,
готовы, кажется, съесть один другого, так свирепо выражение их лиц. А все-таки
остаются лучшими друзьями, когда дело кончено».
http://rus.irtel.ru/