Умение не приходит легко;
бывает так, что оно вообще не приходит. Многим людям не хватает воли и
дисциплины для того, чтобы хоть что-нибудь изучить, как следует. Продвижение по
Пути на протяжении всей жизни японцы называют сюгё ? буквально ?овладение своим
делом?. Сюгё ? это изменение тела и сознания через проявление воли. Это
необходимо понимать, ибо на всем протяжении Пути вы будете в сюгё. Нет такого
этапа, на котором практика заканчивается, даже если вы добьетесь черного пояса и
чего угодно еще. Путь продолжается всегда. Но пусть вас не устрашает длительное
путешествие: требуется одно-единственное ? быть сосредоточенным на том, что вы
делаете сейчас. Не сходите с Пути и переставляйте ноги одну перед другой ? вот и
все.
Человеку свойственны
привычки (и не только хорошие), и лучше всего раз и навсегда выработать
правильное понимание сюгё. Не нужно стараться изменить в себе все, что вам
кажется несовершенным. Начните с одной новой привычки: сделать один раз одну
вещь так, как следует. А в следующий раз снова примените это правило. Если вы
введете это в привычку, то плохим привычкам придется заботиться о себе самим.
Пределы
Известно, что деревья
не растут до неба. В этом им подобны и люди. Физические возможности каждого из
нас имеют свои пределы. Независимо ни от каких тренировок, существует заведомо
неподъемный вес, существует высота, которую невозможно преодолеть, существуют
столь малые цели, что попасть в них нельзя. И как бы вы не старались
усовершенствовать свое мастерство, многое всегда остается за пределами
возможного.
Мы обнаруживаем свои
пределы тогда, когда принимаем вызов. Если учитель дает вам задание, которое
кажется вам слишком легким, сделайте немного больше, чем задано, - не из
самолюбия, не для того, чтобы показать, какой вы молодец, а из искреннего
стремления к самоусовершенствованию. Усмиряйте себя, но и толкайте вперед, чтобы
почувствовать собственные пределы. Если учитель дает вам задание, которое
кажется слишком трудным, приложите все силы, чтобы выполнить его. Учитель может
оценивать ваши пределы лучше, чем вы сами.
Некоторые пределы
непреодолимы. Осознание таких пределов болезненно, оно отравляет наши мечты и
надежды. Но Путь заключается в том, чтобы познать реальность, чтобы принять то,
что есть. Нельзя застревать на недостижимом. Некоторые вещи просто не имеют
отношения к нашей судьбе. Из этого никоим образом не должно следовать
самоуспокоение на Пути; никто еще не обнаружил все пределы.
Помните, хотя деревья
не растут до неба, их корни не прекращают роста. Вам дано все, чтобы познать
Путь, не оглядываясь ни на кого и ни на что.
Движение вперед
Путь никогда не
кончается. Но ум может сосредоточиваться на краткосрочных целях все время, пока
вы на Пути. Какие бы очередные цели вы ни ставили, их не следует рассматривать
как конечные, воспринимайте их лишь как вехи вдоль Пути. Что бы вы ни делали ?
идите дальше вперед; Путь продолжается вечно.
Китайская пословица
гласит: ?Девяносто ли на пути длиной в сто ли ? это примерно половина?. Без
достаточной устремленности вперед можно потерять все ранее добытое. Не
фокусируйте себя на цели: сосредоточьтесь на процессе, который к ней ведет.
Когда вы ловите себя на том, что воображаете то, что будет, вспоминайте: ничто
не случится до тех пор, пока не случится. Даже в простейших задачах ваш дух
должен быть устремлен вперед, на другую сторону мгновения. В любое время ваш ум
должен двигаться свободно, без нерешительности.
Потерять Путь можно в
одно мгновение.
Небрежность
Не тащитесь по своему
Пути. Ваш дух проявляет себя в каждом вашем шаге. Если вы чувствуете, что тащите
свои ноги, а они не несут вас, - проверьте дорогу. Скорее всего, это не ваш
Путь.
Для того чтобы
продвигаться по Пути, вы должны посвящать свою душу упражнениям. Для этого
существует только одна возможность: нужно любить то дело, которым вы
занимаетесь. Если занятия не приносят вам радости, значит, вы допустили
серьезную ошибку. Сколько бы усилий вы ни вкладывали в работу, они должны только
увеличивать вашу радость.
Где-то в глубине вашего
существа есть слова, которые вы приемлете всей душой и сердцем, слова, которые
говорят: ?Вот кто я на самом деле, и вот что я действительно думаю?. Это могут
быть очень простые слова: ?Вот я здесь и сейчас?, - а могут быть и более
глубокомысленные: ?Единственный противник находится внутри меня?. Какими бы ни
были эти слова, вы должны разыскать их в себе и написать десять тысяч раз. То
есть ? осознать всей душой.
Показное усердие
Антиподом небрежности
является показное усердие. Дух людей, демонстрирующих показное усердие, подобен
пиву, которое слишком быстро льют в стакан, не думая о пене. Им еще предстоит
научиться тому, как наполнять стакан точно до краев.
Учитесь старательно, но
никогда не допускайте нажима, форсирования; наоборот, учитесь постоянно ощущать
запас мощности, резерв. Мастерство измеряется не тем, что вы демонстрируете, а
тем, что вы держите в запасе. Ключ к этому ? самоконтроль. Путь лежит через
сдержанность.
Соревновательность
Выставляя свое
мастерство против мастерства другого человека, вы изучаете себя, свои
возможности: как далеко вы способны пойти, как реагируете на давление, что
необходимо улучшить. Но часто спортивный элемент создает дисгармонию. Вместо
того чтобы принести конструктивную пользу, соревнование порождает неуверенность
проигравших участников. Многие участники рассматривают соревнование не как
проверку себя, а как возможность показать себя. Если вы хотите почувствовать
разницу, проверьте свое эго: что вы пытаетесь доказать и зачем?
Каждый тренирующийся
должен оценивать себя, прежде всего, по собственным меркам и по собственным
возможностям. Что бы вы ни делали в жизни, всегда будут люди, у которых в чем-то
больше таланта, точно так же, как будут и другие, у которых его меньше. Вы
должны научиться принимать свое место со смирением и благодарностью, а не с
высокомерием и завистью.
Наберитесь решимости не
дать обойти себя на Пути. Единственный ваш соперник - внутри вас.
Потеря
цели
У японцев есть
пословица: ?Нельзя охотиться сразу за двумя кроликами?. Эта пословица напоминает
о том, что нельзя допускать рассеянность и что нужно двигаться избранной
дорогой. Всякий раз, когда вы теряете фокус, виною тому бывает либо
недостаточная концентрация, либо недостаточное прилежание.
Для укрепления
концентрации дзэнские мастера предлагают ученикам следующее упражнение: сидя
спокойно и безмолвно, медленно просчитать в уме от одного до десяти. Если
что-либо прерывает счет ? самосознание, случайная мысль, осознание постороннего
шума или даже собственного дыхания, - счет начинается сначала, от единицы.
Попробуйте проделать это простое упражнение в следующий раз, когда вам будет
трудно сосредоточить внимание. Если сможете считать до десяти ? познаете Путь.
Проблемы с
концентрацией часто возникают из-за недостаточного прилежания. В наше время
многие люди не доводят до конца ни одного дела ? потому что не прилежат, не
преданы, не посвятили себя ничему. Они блуждают по жизни, выискивая дорожки
поудобнее, вместо того, чтобы расчистить собственную.
Конечно, к вершине горы
ведет не одна тропа. Но та единственная, которая приведет вас туда ,- только
ваша собственная. Не засматривайтесь с тоской на тропу других. Чем дальше вы
продвинетесь по собственному Пути, тем лучше поймете всякий другой Путь. В конце
все они сходятся.
Многомыслие
Не анализируйте все до
отупения. Конфуций сказал: ?Образование без размышления, - есть напрасный труд;
размышление же без образованности опасно?. Иногда лучшей стратегией бывает
?Готовься, целься, огонь?! Ответы ? в действиях, а не в словах.
Филип Тосио Судо