Вы
почувствуете, что движение частей тела при ходьбе и при прямом ударе ногой
аналогично. В этом заложен основополагающий принцип прямого удара ногой. Как и
при ходьбе, при выполнении прямого удара ногой корпус должен находиться в
равновесии и двигаться сбалансированно. Это абсолютно справедливо для любой
техники боевых искусств. Работа над техникой должна быть основана на достижении
равновесия. Только при условии хорошего равновесия ученик может максимально
сконцентрировать и направить силу и энергию всего своего тела в необходимом для
конкретной техники направлении, одновременно исключая возможность травмы.
Следует также помнить, что точка даньен и центр тела человека исключительно
важны для одной из основных составляющих прямого удара ногой, как и любой другой
техники боевых искусств - равновесия и сбалансированности движения.
Я
видел прямой удар ногой в исполнении многих учеников. Что отличает исполнение
хорошо подготовленного ученика от удара девяти учеников, подготовленных плохо?
При правильной подготовке в выполнение удара естественно включается весь корпус,
девять же плохо подготовленных учеников будут использовать только нижнюю часть
корпуса или только одну его сторону, а некоторые и делать обе эти ошибки
одновременно.
Ограниченная сила такого удара может позволить разбивать доски сильному
25-летнему мужчине, но не большинству учеников. Если ученик не использует силу
всего корпуса, сила удара будет ограниченна силой отдельных его частей (то есть
часто отдельных мышц).
Сила
остальных частей корпуса при этом будет утеряна, и поэтому сила удара будет
далека от максимальной. Сконцентрированная энергия всего тела, находящегося в
состоянии равновесия, может быть вложена, по воле исполнителя, в любое действие
- физическое, умственное или эмоциональное. Великие актеры используют технику
концентрации для эмоционального выражения. Великие певцы поют, используя технику
концентрации. При прямом ударе ногой сконцентрированная в точке даньсн энергия
всего тела направляется к ударной поверхности (подушечке стопы) и через нее - в
цель. Сила и энергия такого удара будут максимальными для данного человека.
Как я
уже говорил, у разнообразных стилей истинных боевых искусств есть общие
принципы. Подобно законам природы, на которых основаны законы физики, боевые
искусства опираются на естественные базовые принципы. Эти принципы включают
естественную сбалансированность движений, правильный ритм и правильное дыхание.
Ритм большинства движений боевых искусств можно разбить на счет раз-два. На счет
"раз" происходит подготовка к выполнению движения и концентрация энергии. На
счет "два" энергия вкладывается в выполняемое движение. Такой ритм используют и
при отработке прямого удара с задней ноги. На счет "раз" рука со стороны ударной
ноги выводится вперед, корпус скручивается, ударная нога поднимается на носок.
Вторая рука чуть согнута, расслаблена, на достаточно низком уровне. Корпус
расслаблен, в равновесии относительно центра. На счет "два" поднимается колено
ударной ноги, нога разгибается по направлению к цели. При этом опорная нога
естественно поворачивается на 45-90 градусов наружу. Одновременно рука со
стороны ударной ноги отдергивается назад, а вторая рука естественным движением
выводится вперед. Бедра двигаются вперед, а верхняя часть корпуса слегка
отклоняется назад. При выполнении этих движений сохраняется равновесие
относительно центра - даньсн, а сконцентрированная энергия свободным потоком
направляется к ударной поверхности. Такой ритм удара можно отрабатывать как
выполняя удар в два раздельных движения на счет "раз-два", так и мысленно. В
любом случае ученик должен помнить об этом ритме и повторять про себя "раз -
собрать энергию, не напрягаться, держать равновесие, два - фокусирование
энергии, взрыв, скоординированное и сбалансированное движение". Только в момент
взрыва (контакта с целью) мышцы должны быть напряжены. До этого момента они
должны быть естественно расслаблены. Напряжение мышц соответствует моменту
передачи сконцентрированной энергии к цели через ударную поверхность. Сразу же
после удара должен следовать немедленный возврат в исходное состояние
расслабления и равновесия относительно точки даньсн.