"Во всех областях, связанных с искусством, в
том числе с боевыми искусствами, превосходство определяет тренировка и
практическая работа, но истинное совершенство зависит от ки.
Величие Неба и Земли, сияние Солнца и Луны, смена времён года, жара и холод,
рождение и смерть - всё это связано с колебаниями в системе инь и ян.
Их тонкое действие нельзя описать словами, но оно вселяет во всё сущее жизнь
через посредство ки. Ки - это зарождение жизни, и когда
ки покидает форму, наступает смерть". (Тэнгу гэйдзюцу рон)
Теперь давайте перейдём к пониманию ки на
основе учения Учителя Морихэя Уэсибы. Его взгляд на ки,
сформировавшийся на основе интуитивного постижения принципов функционирования
вселенной, был сформулирован образным языком. Иногда трудно понять основные
моменты, но внимательное чтение его высказываний может в какой-то степени дать
нам ключ к его пониманию ки. Два его положения о ки следующие:
"На основе бу-до я тщательно тренировал
своё тело и овладевал его внутренними секретами, но я также понял более великую
истину. То есть, когда я на основе бу-до осознал реальную природу
вселенной, я ясно увидел, что люди должны соединить тело, разум и объединяющую
их ки и далее достичь гармонии со всеми проявлениями объектов вселенной.
На основе тонкой работы ки мы достигаем
гармонии разума и тела и связи индивидуального и универсального. Если тонкая
работа ки расстроится, в мире наступит распад, а во вселенной - хаос.
Гармония сочетания системы ки-разум-тело с активностью вселенной - это
критический момент, определяющий порядок и мир в мире".
Далее Учитель Уэсиба развивает мысль о
функциях ки и её значении для хорошо сбалансированной жизни:
"Тонкая работа ки - это материнский
источник, влияющий на небольшие изменения дыхания. Она же - основа боевых
искусств как пути любви. Когда достигается соединение разума и тела на основе
ки и проявляется ай-ки (гармония ки), небольшие изменения
дыхания осуществляются непроизвольно, давая свободный выход вадза (правильной
техники).
Изменения дыхания, связанные с ки
вселенной, пронизывают всё живое и взаимодействуют с ним. Одновременно,
внутренняя сила дыхания входит во все уголки данного тела. Проникая глубоко
внутрь, она наполняет человека жизненностью, что естественно приводит к
разнообразным динамичным непроизвольным движениям. Таким образом, всё тело,
включая внутренние органы, становится единой системой для тепла, света и
силы. После достижения единства тела и разума и контакта с вселенной тело
перемещается по желанию, не сопротивляясь мыслям человека".
Заключения Учителя Уэсиба о ки,
сформулированные в результате его борьбы в течение всей жизни за истины бу-до
путём многолетних тренировок боевого искусства, становятся всё более глубокими
и духовными по мере развития мысли:
"Тонкие изменения дыхания вызывают внутренние
перемещения ки в теле. Иногда эти перемещения резкие и мощные, а иногда
- медленные и плавные. По этим изменениям можно оценить степень концентрации
или единства разума и тела. Когда концентрация объединяет тело и разум, сила
дыхания становится идентична силе вселенной, которая мягко и естественно
усиливается до высшего предела, но в то же время возрастает самосодержание и
независимость личности. Таким образом, когда дыхание работает в единстве с
вселенной, невидимая духовная сущность становится реальной внутренней сущностью
личности, разворачивая, закрывая и защищая человека. Это начало глубокой
сущности ай-ки".
Из этого следует, что ки имеет две стороны
- единство индивидуального и универсального и свободное проявление силы дыхания.
Первая выражает идею ки на основе представлений древнекитайских
мыслителей. Однако в тренировках Айки-до она должна реализовываться
через объединение ки, разума и тела. В процессе тренировки контакт
человека с ки вселенной достигается непроизвольно, без напряжения. Второе
положение указывает, что дыхание человека контролирует его мысли и движения
тела. Когда ритм дыхания и движения Айки-до оказываются в состоянии
гармонии с ритмом вселенной, разум и тело человека получают центр и каждое
движение становится круговым вращением.