Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


КАТА Часть 2

Теперь рассмотрим, что представляют собой ката каратэ. Слово "ката" может записываться двумя разными иероглифами, один из которых имеет значения "шаблон, трафарет; модель, фасон; обыкновение, традиция", а второй - "форма, вид". Если рассматривать ката каратэ как аналог дзэнского коана, то по аналогии они тоже должны фиксировать состояние озарения. И действительно, ныне широко известна идея, согласно которой древние, традиционные ката были смоделированы мастерами по ситуациям реальной схватки с несколькими противниками; они фиксируют озарение мастера и технику боевых приемов, реализованных в состоянии озарения в смертельном поединке.
Таким образом, ката - это фиксация озарения, однако фиксация не в словах, а в движениях (кстати говоря, "Сутра помоста шестого патриарха", на которую опирается весь дзэн-буддизм, называется во введении "внезнаковыми предписаниями"). При этом значения "трафарет, шаблон" или "форма" подразумевают не столько следование чисто технической традиции, заложенной мастером, сколько возможность достижения просветления на основе "прецедента".
С точки зрения дзэн-буддизма коан, а вместе с ним и ката, выступают как "живое слово", неотделимое от просветленного сознания, при достижении которого снимаются противоречия между субъектом и объектом. Это не обычный логически связанный текст (такой текст в дзэн-буддизме называют "мертвым словом"), в котором передается какая-либо информация. Ката не читают, его переживают. Сущность ката заключается не в получении какой-то информации, а в переводе субъекта (в процессе интуитивного созерцания им этого "живого слова") из обычного состояния сознания в просветленное.
Поэтому постижение ката возможно только в ситуации общения Учителя как носителя просветленного знания и ученика, общения явного или неявного.  Для профана "живое слово" неотличимо от "мертвого". Только если последователь дзэн в процессе его интуитивного созерцания достигает нового, просветленного состояния сознания, слово "оживает". И тогда "текст", или ката, как знаковая структура, фиксирующая определенные субъектно-объектные отношения, перестает для него существовать. Как учил Хуэйнэн, автор "Сутры помоста", 6-й патриарх Чань-буддизма, "о чем бы ни шла речь, не будет ни того, кто может говорить, ни того, о чем можно говорить; точно также, о чем бы вы ни мыслили, не будет ни того, кто может мыслить, ни того, о чем можно мыслить".
В этой идее лежит ключ к пониманию правильной практики ката. Если на начальном этапе обучения ученик загоняется в жесткую структуру движений и ритма, то после достижения просветления эта жесткая структура перестает для него существовать. Исчезают все субъектно-объектные отношения, открываются возможности для полноценного независимого творчества мастера на ином качественном уровне - на уровне просветленного сознания. Важно отметить, что для конкретного индивида далеко не каждое ката пригодно в качестве "средства" (кит. фанбянь) достижения просветления. Оно должно быть строго индивидуализировано в зависимости от личностных особенностей и способностей ученика. Это, с одной стороны, обуславливает принципиальную неисчерпаемость форм, в которых истина может быть выражена, а, с другой, лишний раз подчеркивает роль Учителя в нахождении подходящего "средства". Поэтому в современных школах боевых искусств, например в каратэ, утвердилась практика "токуй ката" - "ката-конька", которое ученик ощущает "своим".
Так как дзэн-буддизм считает критерием истинности достижение личного просветления, что согласуется с постулатом Бодхидхармы о необходимости "прямой передачи вне текстов",то сами эти "тексты" могут изменяться, чтобы соответствовать духу времени. Не зря школу Дзэн называли также "школой патриархов". Поэтому те изменения, которые вносили крупные мастера в ката на протяжении многовековой истории боевых искусств в соответствии со своим пониманием и ощущениями, в дзэн-буддизме отнюдь не рассматриваются как кощунство и уничтожение сакральной сути "формы". Ведь в этой измененной "форме" запечатлена "истинная природа" нового мастера, достигшего просветления. Таким образом, согласно воззрениям древних наставников боевых искусств, ката являют собой эффективнейший метод психического переструктурирования личности последователя каратэ с целью достижения им просветления, с которым приходит и эффективность в бою.
Разобравшись в том, что же составляет сущность ката, важно разобраться и в том, как читать "послания мастеров". В современной литературе часто встречаются высказывания о том, что при исполнении ката необходимо "визуализировать противников", "представлять реальную схватку". Но, если принять во внимание идею снятия субъектно-объектных отношений,на реализацию которую работает вся система тренинга в дзэн-буддизме (и ката в том числе) эти заявления покажутся совершенно абсурдными. В таком случае правомерен вопрос о "правильной методике" занятий ката. На мой взгляд, она наилучшим образом описана в книге одного из крупнейших мастеров каратэ школы Сётокай- Эгами Сигэру:  "Можно рассматривать ката как единение приемов нападения и защиты, но ката больше, чем только это. Ученик должен стараться познать дух мастера, создавшего данную ката, так как у ката есть собственная жизнь, и требуется пять-шесть лет, чтобы ею овладеть... Лучше всего начинать с изучения простой ката, такой как Тайкёку, в составе группы, и чтобы кто-нибудь подавал команды. Нужно повторять ката десять, двадцать, пятьдесят, сто раз без перерыва. Вы не сможете сильно использовать свою голову, но не надо на это и надеяться. При этом вы должны упорно тренироваться, не заботясь о том, послушно вам тело или нет. Просто тренируйтесь напряженно - и все.
И что же произойдет? Что касается молодых людей, наделенных большой силой и энергией, то после десяти-двадцати повторений ката таким способом они будут истощены, так как существует предел. Продолжая тренировку, они устанут еще больше, до такой степени, что не смогут стоять, станут задыхаться, а взор у них затуманится. Но они не должны прекращать тренировку. Продолжая выполнять ката в этом состоянии, они станут подобны автоматам и не смогут вкладывать в свои движения никакую силу. Попросту говоря, они не будут знать, что делают. На этой стадии они заметят, что их движения стали мягкими и естественными. Разум стал бесполезен, а все движения теперь контролирует само тело.  Но даже тогда, если они услышат команду, будут реагировать на нее каким-то образом, хотя не обязательно на физическом уровне. В то же самое время они смогут постичь связь между ними и человеком, подающим команды, и связь между разумом и телом. Движения тела и поток ощущений поначалу будут казаться очень странными, но потом исполнители успокоятся и, в конце концов, придут в состояние полного спокойствия и концентрации. Дыхание станет ровным, несмотря на энергичность движений. Конечно, не новичок сможет выполнить это. Только после долгой практики ученик постепенно подойдет к такому состоянию. Только когда его тело будет отменно натренировано, он сможет дойти до такого уровня.
Не ограничивайте использование своей силы лишь низшим уровнем. Я думаю, что никто точно не знает свою физическую силу и способности. Вы будете думать, что не сможете продолжать, но, в конце концов, поймете неисчерпаемость энергии тела и разума. Вы должны бросать вызов этой энергии до тех пор, пока в самом деле не упадете наземь. Во время тренировки такого типа все движения должны быть очень быстрыми, например, нужно выполнить ката Тайкёку за пять секунд. Но есть и другой вариант тренировки, который я бы порекомендовал.Попробуйте выполнить ката Тайкёку за три с половиной или пятнадцать минут, не прекращая движения. Это окажется более трудным, чем выполнить ката быстро. Естественно заняться теперь критикой. Действительно, ведь речь идет о человеке. Но все, что нужно помнить, так это то, что вы бросаете вызов неизвестному миру, миру тренировки, для которой ваш сегодняшний уровень знаний недостаточен. Вы должны тренироваться до тех пор, пока ваше тело само все не поймет. Это и есть настоящая тренировка... Не нужно думать о практике ката, будто это схватка с врагом. Нужно бросать вызов пределам собственной силы". К этим требованиям мастера Эгами присоединяется целый ряд крупнейших мастеров будо. Например, основатель школы каратэ Кёкусинкай - Ояма Масутацу отмечал, что лучше учить одну ката, чем множество, причем стоит повторить ее три тысячи раз - и все вопросы будут сняты, правильное понимание придет само. Думается, что описанная выше методика вполне соответствует дзэнской беспредметной медитации. Таким образом ката выступают как типичнейший пример дзэнской тренировки. Они могут служить главным средством достижения того высшего уровня в боевом искусстве, на котором эффективность в бою является лишь "цветком на обочине дороги".
http://thak.newmail.ru/
 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)