Во всех боевых искусствах Востока одним из самых важных
методов овладения мастерством на протяжении веков были специальные комплексы
приемов, сгруппированные в определенной последовательности и исполняемые без
партнера. В японских боевых искусствах их называют "ката". Особое место ката
занимают в традиционном каратэ. Это ярко проявляется в неустанном подчеркивании
ведущими японскими мастерами необходимости постоянно отрабатывать такие
комплексы. Например Мабуни Кэнва, основатель школы Сито-рю, так пишет о ката:
"Самое важное в каратэ - ката. В них собраны все приемы нападения и защиты.
Поэтому нужно хорошо понимать смысл ката и выполнять их правильно.
Хотя некоторые, вероятно, считают, что можно игнорировать
ката и практиковать только спарринг, такое отношение никогда не приведет к
истинному прогрессу в каратэ. Дело в том, что удары и блоки, техника нападения и
защиты имеют тысячи вариаций, и в схватке все опробовать невозможно... Одна-две
ката - вот единственное, что нужно человеку, если только исполнять их четко и с
условием, что они станут "твоими". Тогда прочие ката будут служить лишь для
расширения познаний и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в
области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы
человек не выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли
пригодятся. Учите правильно и отрабатывайте одну-две ката, и когда придет время
их применить, то независимо от вашего сознания, они окажутся эффективны сверх
всяких ожиданий. Второе, что следует выделить особо, - это правильность
тренинга. Если методика тренировок неправильна, то уже не важно, в скольких
схватках вы участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки в
конце концов приведут к поражению. Однако, хотя ката можно назвать самой важной
частью занятий каратэ, не стоит также пренебрегать спаррингом и тестами на
пробивание твердых предметов. Путь к настоящему каратэ - это избегать праздности
и заниматься упорно, с мыслью, что ката составляют половину успеха, а прочие
тренировки - другую половину". Особое значение ката придавалось на родине
каратэ, на острове Окинава, где, судя по воспоминаниям Фунакоси Гитина и других
мастеров, они подчас превращались в единственный метод тренировки. При этом,
несмотря на полное отсутствие учебных поединков, о которых столпы каратэ не
упоминают, бойцы на Окинаве добивались высочайшего мастерства в искусстве
поединка, что не вызывает ни у кого сомнений.
Чем же объясняется такое подчеркнутое уважение к ката и
вера в их эффективность у мастеров традиционного каратэ? Вопрос этот сложен и в
то же время актуален, ведь не секрет, что многие современные рукопашники
заявляют о полной непригодности ката для подготовки бойца. Итак, попробуем
разбраться в сущности феномена ката. Пожалуй, ключ к его разгадке скрыт в
словах, которые часто повторяют мастера боевых искусств: "Ката - это коаны
каратэ". Они раскрывают значение термина "ката" через сопоставление его с одним
из важнейших элементов тренинга в дзэн-буддизме. Для нас это означает
необходимость сначала разобраться с сущностью дзэнских коанов, а уже затем,
путем сравнения, выявить сущность ката. Дословное значение термина "коан" (кит.
"гуан-ань") - "публичный отчет". Чаньский наставник Чжунфэнь Минбэнь
(1263-1323), исходя из этимологии, следующим образом раскрывает значение этого
слова: "Гун, или публичный (гласный), - это тот единый путь, которым следовали
мудрецы и им подобные достойные люди, высший принцип, служащий дорогой для
целого мира. Ань, или отчет (запись), - это ортодоксальные писания, которые
фиксируют то, что мудрецы и почтенные люди считали (основными) принципами...
Слово гун, или "всеобщий", означает, что гун-ань кладут конец частному
пониманию; слово ань, или "запись случаев", означает, что они находятся в
соответствии с Буддами и Патриархами".
Чаньские гун-ань одноименны с гласным судебным
разбирательством,которое практиковалось в средневековом Китае. Отталкиваясь от
этого, Чжунфэнь проводил аналогию между работой чиновника, ведущего такое
разбирательство, и учением наставника Чань (дзэн). Когда человек не может
самостоятельно решить свое дело, он обращается в суд, где специальный чиновник
на основе записей прецедентов выносит решение по его делу. Так же и в случае с
гун-ань. Если чаньский адепт не может самостоятельно разрешить какую-либо
духовную проблему, достичь озарения, он обращается к наставнику, который при
помощи гун-ань (то есть записи прецедента "озарения") помогает ему в этом. Таким
образом, коан фиксирует просветление адепта, практиковавшего Дзэн ранее. Хотя
коан является описанием вполне конкретной ситуации диалога конкретных лиц
(иногда скрытого), он выходит за рамки частного понимания и содержит в себе
некое измененное состояние сознания, одинаковое у всех просветленных мастеров и
понимаемое как "абсолютное". Поэтому коан является гарантом достижения
просветления в будущем теми, кто будет его практиковать. По словам Чжунфэня,
"гун-ань не является частным мнением отдельного человека, но, скорее, Высшим
принципом, который признается истинным сотнями и тысячами бодхисаттв трех сфер и
десяти направлений так же, как и нами. Этот принцип пребывает в гармонии с
духовным источником, совпадает с Непостижимым Смыслом, разрушает
рождение-и-смерть и преступает ограниченность страстей. Он не может быть понят
посредством логики, он не может быть передан в словах, он не может быть
разъяснен в писаниях, он не может быть измерен разумом".
http://thak.newmail.ru/